Российский Fashion: Кто оказался за бортом? Дефицит и профицит кадров в индустрии моды?

 

Обзор рынка труда модной индустрии.

На рынке fashion – новая волна перемен.

Поиск  кадров  в сфере продаж и закупок  превратился в спрос и недостаток на производственный персонал в швейной и обувной сфере. Сейчас, когда российские компании пытаются возобновить производство внутри страны, дефицит в швейном производстве кадров стал наиболее ощутимым.Еще буквально несколько месяцев назад  Компания Модное бюро получала многочисленные заказы  на такие позиции,  как:

-     Бренд менеджер

-       Байер

-       Категорийный менеджер

-       Продакт-менеджер

-       Менеджер по закупкам

-       Менеджер по франчайзингу

-       Директор по развитию

-       Директор по франчайзингу.

Любой Байер или Бренд- менеджер  был намного высокооплачиваемой  вакансией и более дефицитной, чем грамотный производственник (конструктор, технолог и даже руководитель производства). Сейчас эти специалисты, (первые, выше озвученные), в первую очередь находятся под сокращением ,или в не самых выгодных финансовых условиях.

«Зарплаты большинства специалистов тают на глазах. Так, если в начале сентября Бренд-менеджер fashion сегмента средней компании стоил  еще 60- 120000 тыс. руб. в месяц, то сейчас планка упала до 45-50 тыс. руб., правда, возросла переменная часть, но ее теперь гораздо труднее заработать. В некоторых шоу-румах после проведенных интервью с кандидатами и ожиданиями предложений в феврале-марте некоторые предлагали окладную часть 15-20000 рублей  +%.

Чаще всего доходы сотрудников урезают за счет переменной части и бонусов, хотя сокращают и оклады — в их «серой» части. 

В лучшей ситуации на рынке находятся специалисты, на кого пока существует спрос  К примеру, многим компаниям требуются сейлзы, которые будут обеспечивать продажи в условиях сократившегося спроса, а также специалисты по маркетингу, способные продвигать товары с минимальным бюджетом.

Возрос спрос на специалистов- помогающим продвигать бренд в социальных сетях (smm-менеджеры, контент-менеджеры, директологи т.д.). Также сейчас есть необходимость в антикризисных управленцах» – рассказывает Директор по развитию  MODNOE BURO – Наталья Маркина.

В 2013-2014 году переманить из конкурирующей компании той же ниши продакт-менеджера  во время создания сезонной коллекции  было практически невозможно.

Теперь ситуация изменилась. Компании, которые отшивали свои коллекции в Китае или закупали коллекции в Европе, ищут альтернативу по размещению заказов в России. И нужны люди, хорошо знающие рынок российского производства – начальники швейных и обувных цехов, руководители швейных производств, конструкторы и технологи . От них требуется не только организация процесса производства, но и поиск и оценка таких производств, работа на давальческих условиях, переговоры по размещению определенной партии или категории товара, закупка оборудования, рассчет мощностей и себестоимости продукции, поиск квалифицированных кадров и создание рабочих мест.

Как и в предыдущий кризис – позиция Директор по продажам или Коммерческий директор неустойчива. Компании меняют стратегию развития, топ-менеджеры и отделы продаж не всегда справляются с планами и компании начинают искать новых кандидатов. С 2008-2010 год во многих торговых компаниях смена кандидатов происходила каждые  3-6 месяцев. За столь короткий срок компании не понимали результат работы новых Топ- менеджеров и с учетом ситуации на рынке искали опять. С января 2015 года наше агентство наблюдает ту же историю – меняют отделы продаж на более сильных менеджеров, сокращают окладную часть , меняют системы мотивации и рассчета бонусной части. В европейских представительствах в январе –феврале этого года сократили присутствие на рынке и по соглашению сторон распрощались с Директорами по развитию.

Нехватка линейного швейного персонала с каждым годом ощущается все сильнее . Такие вакансии,  как портные, швеи  и скорняки все более востребованы и по зарплатам могут конкурировать с конструкторами и технологами производств.

Дыра в обучении таких специалистов на данный момент сильно сказывается на развитии рынка, поэтому профессиональные производственные площадки  необходимы, Дизайнер Валентин Юдашкин выступил с инициативой о создании легкопромышленного дизайнерского кластера. Ядром проекта станет образовательный комплекс, обеспечивающий профильное довузовское, среднее общее и профессиональное, а также высшее и дополнительное профессиональное образование. Кроме того, на территории кластера расположатся творческий, производственный и инфраструктурный блоки.  Проект Юдашкина возник не случайно Рынок приходит к таким проектам совершенно закономерно. Пора что-то производить самостоятельно и обучать собственные кадры не только мерчендайзингу, баингу и категорийному менеджменту, но и швейному производству. Проблема в том, что профессия непопулярна на рынке труда и не “модная” среди молодежи. Скорее всего рынок придет к услугам профессиональных кадровых агентств или компаний , которые будут предоставлять швей или портных на аутсорсинг. Учитывая сезонность рынка и экономику  страны такая услуга будет недешево стоить компаниям.

Особенно, хотелось бы отметить ситуацию в креативной сфере. Наиболее популярная профессия для молодежи – Дизайнер одежды. Еще маленьких девочек индустрии детства вовлекает в мир модельеров. Потом они поступают в ВУЗы, становятся дипломированными специалистами и оказываются на рынке труда без работы.  Молодежь сталкивается с тем, что либо ты идешь в крупную российскую производственную компанию на рядовую должность Отрисовщик и долго продвигаешься по карьерной лестнице до Арт Директора, или ты вынужден создавать свой собственный бренд и искать инвесторов для продвижения на рынок.

Я выделила 3 категории  Дизайнеров, их востребованность сейчас на рынке зависит от позиционирования на рынке труда и способа выбора развития карьеры.

1 категория Дизайнеры – Бренды, с именем.

В связи с кризисом,  многие известные Дизайнеры нашли возможности проинвестировать  свои коллекции и запустили   производство.  Мы работаем сейчас с несколькими дизайнерами по подбору персонала, которые набирают в штат:

-       швей

-       портных

-       конфекционеров

-       конструкторов

-       специалистов в ритейл, но с опытом баинга и знанием языка.

Они пошли на риск , в ближайшее время не будут искать работу и решили попробовать занять нишу среднего плюса и люксовых брендов.

 2 категория. Дизайнеры – специалисты, которые строили свою карьеру  в производственно-торговых  компаниях.

Как и многие специалисты fashion  начинают ощущать на себе сокращения рынка труда и уменьшение заработных плат, Здесь  многое зависит от того, как чувствует себя на рынке компания в которой они работают  и насколько ценен для нее сотрудник.  Мы говорим сейчас о работе в российских компаниях – таких как Zolla, Том Фарр,  Glance , OSTIN  и т.д.

Что касается появления новых вакансий – происходит сокращения штатных дизайнеров и появились новые вакансии, скрещенные с должностью Конструктор, например.  Т.е.  вакансия так и называется Дизайнер-Конструктор.

Данная категория будет наиболее ощущать на себе волнения рынка труда и восстановит свои позиции , как только российское производство наберет обороты и потребуются специалисты.

3 категория. Дизайнеры – фрилансеры.  На сегодняшний момент самая востребованная форма сотрудничества. Эта доля  специалистов будет к осени увеличиваться.  Заработок нестабилен, но есть возможность посотрудничать с несколькими компаниями и разнообразить свой опыт. Думаю, как и в 2008-2010 году у многих специалистов в резюме появится  записи -  «работа на проектной основе в компаниях …»

Доля рынка специалистов на проектах и фрилансеров увеличилась. Это связано не только с любителями свободных отношений, но и с экономикой компаний. Компании экономят и урезают бюджеты.

Есть еще одна проблема- региональных производственников –  это материальная проблема. К нам обращаются швейные и обувные производства для поиска квалифицированных сотрудников из столицы. Например, они готовы привлечь технолога обуви или одежды, но столичные специалисты для них дороги, и она вынуждены выделять бюджеты на проектных специалистов и ждать высокого сезона, чтобы окупить затраты. Вопрос – смогут ли они за столь короткое время поднять производство на должный уровень и обучить своих собственных.

Рынок индустрии Моды  идет уже несколько лет по узкой специализации.  И возникает еще одна проблема  при поиске – это развитие специалистов – дизайнеров, продакт-менеджеров, конструкторов в узкой определенной категории товара. И достаточно жесткие требования при поиске сотрудника именно с опытом работ в данном ассортиментом одежды. Например только женская одежда , и только вечерние платья или только пальтовая группа и т.д.

В целом, хочу отметить , что к нам в агентство не стоит очередь из безработных. Кандидаты не спешат идти на условия, которые их не устраивают и на понижение в зарплате. Топ-менеджеры только в апреле начали заниматься поиском работы, это говорит о том, что компании, хоть и распрощались с ними, но сделали это очень корректно и на хороших условиях.  Рынок “трясет” – но появляется много стартапов и новых брендов на рынке. Осень будет показательна, в этом смысле.

 

 

Также можете читать

Запись опубликована в рубрике Построение карьеры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>